Размер шрифта -A A +A
Цветовая схема # #
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №595
Приморского района Санкт-Петербурга
+7 (812) 306 99 89

info@school595.ru

Образовательная система «Гармония» 3-4 классы

Образовательная система «Гармония» - это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого традиционного и развивающего обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются альтернативными. 

В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы. 

Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта. 

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. 

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности. 

Рассматривая учебные книги, как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

·         целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

·         приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

·         активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

·         соблюдение баланса между интуицией и знанием;

·         разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

·         опору на опыт ребенка;

·         параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;

·         взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;

·         единство интеллектуальных и специальных умений;

·         создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

 

УМК «Гармония» выпускает издательство «Ассоциация XXI век». Учебники программы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования–личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

УМК «Гармония» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

- Русский язык. 
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. 
Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. 
- Литературное чтение. Автор: Кубасова О.В.. 
- Математика. Автор: Истомина Н.Б. 
- Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С. 
- Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. 
- Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. 
- Технология. Автор: Конышева Н.М. 
- Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. 
- Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. 
- Физическая культура. Авторы: Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. 

Все учебники УМК «Гармония» исключены из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказом Минобрнауки России от 26 января 2016г. N 38.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в своей образовательной деятельности учебники приобретенные до вступления в силу этого приказа.

www.umk-garmoniya.ru